Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Перечислим далее основные группы условий:
- Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
- Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
- Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
- Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.
Локальные акты по доступной среде:
Положение о службе сопровождения.
Специально оборудованные рабочие кабинеты
- кабинет учителя-логопеда № 9 кабинет логопеда оборудован специальным слухоречевым тренажером для коррекции речи слабослышащего ребенка;
- сенсорные комнаты №1 и № 47
- тренажерный зал в цокольном этаже для занятий ЛФК;
- кабинет педагога-психолога № 47 и №54;
- кабинет учителя-дефектолога № 54;
- кабинет социального педагога № 37
-
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- лаборатория робототехники;
- кабинет физики (1 кабинет): цифровая лаборатория для учителя, цифровая лаборатория для ученика (ноутбук на парте у каждого ученика);
- кабинет химии: система электроснабжения; цифровая лаборатория для учителя, цифровая лаборатория для ученика (ноутбук на парте у каждого ученика);
- кабинет биологии: цифровая лаборатория для учителя, цифровая лаборатория для ученика (ноутбук на парте у каждого ученика); цифровая лаборатория по физиологии, тренажер-манекен по уходу за больным пациентом.
- кабинет столярного дела;
- кабинет швейного дела и кулинарии;
-
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- зона для коворкинга
- зона для чтения
- зона выдачи книг
-
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Спортивный зал
- Тренажерный зал
-
Комплект оборудования для ЛФК в составе: лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, комплект валиков для детей-инвалидов, Т-образный валик-фиксатор для ног, валик-фиксатор для головы, модульный набор для детей-инвалидов, модульный набор для реабилитации, набор подушек-трапеций, стенд для сенсорной тренировки, педальный тренажер с электродвигателем.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды обеспечены
- бесплатными учебниками;
- Программно-техническим комплексом для обучающихся с нарушениями слуха и речи, звукоусиливающим аппаратом с модулем вибротактильного восприятия с переходником для подключения к компьютеру, аппаратом для коррекции речи, гарнитурой.
- Программно-технический комплексом для слабовидящих обучающихся (с гарнитурой), гарнитурой, клавиатурой.
-
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- вход в здание оснащен пандусами для инвалидов, передвигающихся на коляске;
- расширенные дверные проемы входных дверей;
- наличие системы вызова помощника.
-
В здании оборудованы:
- доступные санитарно-гигиенические помещения на первом этаже;
- ширина дверных проемов в помещениях, лестничных маршей, площадок в соответствии с требованиями.
-
Специальные условия питания
Обеденные залы столовой впоместам ведения деятельности : в с. Кич-Городк на 80 мест, в Сараеве - на 24, в Светице – на 16 мест.Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным двухразовым питанием.
Специальные условия охраны здоровья
В МАОУ «Кичменгско-Городецкая средняя школа» оборудован прививочный кабинет, в котором есть необходимое оборудование: холодильник для лекарств, кушетка, столик со стеклом, шкаф для документов, ультрафиолетовая настенная лампа, рециркулятор и другое медицинское оборудование.
В медицинском кабинете создан банк данных по состоянию здоровья всех учащихся школы по данным медосмотров. Согласно календарю прививок, все дети получают вакцинацию в течение года: реакция Манту, прививки БЦЖ, от краснухи, кори, паратита, гриппа, гепатита В и др.
Образовательная деятельность строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки а режиме пятидневной учебной недели.
Продолжительность учебного года:
- 1, дополнительный класс – 33 недели;
- 2-4 класс – 34 недели;
- 5-9 класс – 34 недели.
-
Для первоклассников организованы дополнительные каникулы продолжительностью 7 дней в 3 четверти.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В рамках информационно-образовательной среды функционирует локальная вычислительная сеть (ЛВС), которая в настоящее время объединяет более 200 компьютеров и мобильных устройств. Во всех учебных классах и библиотеке существуют точки доступа посредством сети Wi-Fi.
С помощью ЛВС и сети Wi-Fi каждый пользователь имеет доступ к информационно-образовательным ресурсам школы и сети Интернет. Для обеспечения указанных выше задач в школе действует сервер. Выделена линия Интернет со скоростью связи 50 Мбит, провайдер ПАО Ростелеком.
Специальные технические средства обучения лиц с ОВЗ
Программно-технический комплекс для слабовидящих обучающихся (с гарнитурой), гарнитура, клавиатура. кабинеты психолога каб.№47. Программно-технический комплекс для обучающихся с нарушениями слуха и речи, аппарат звукоусиливающий с модулем вибротактильного восприятия с переходником для подключения к компьютеру, аппарат для коррекции речи, гарнитура. кабинет учителя-логопеда каб.№10, 1 этаж. Программно-технический комплекс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, гарнитура, компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками, выносная компьютерная кнопка большая, клавиатура. кабинет учителя-логопеда -каб.№10, 1 этаж Столик для занятий и приема пищи, пандус-платформа складной, ходунки детские на 2 колесах, кресло-коляска электрическая. сенсорная комната Комплект оборудования для ЛФК в составе: лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, комплект валиков для детей-инвалидов, Т-образный валик-фиксатор для ног, валик-фиксатор для головы, модульный набор для детей-инвалидов, модульный набор для реабилитации, набор подушек-трапеций, стенд для сенсорной тренировки, педальный тренажер с электродвигателем. тренажерный зал, сенсорная комната Сенсорная комната тип 1 в составе: интерактивная воздушно-пузырьковая трубка, комплект из двух акриловых зеркал для воздушно-пузырьковой трубки, вибромузыкальный сухой бассейн, мягкая форма, балансировочная доска-лабиринт №2, балансировочная доска-лабиринт №3, настенный лабиринт (квадратной формы), настенный лабиринт (треугольной формы), декоративно-развивающая панель с подвижными элементами в виде лягушек, лабиринт с пазом в виде спирали, лабиринт с пазом в виде цветка, фиброоптическое волокно (в комплекте источник света), фиброоптический ковер настенный, зеркальный шар с мотором (в комплекте с источником света), световой проектор со встроенным ротатором, колесо спецэффектов («жидкое»), колесо спецэффектов («твердое»), интерактивная светозвуковая панель, интерактивная светозвуковая панель (светодиодная засветка в виде лестницы). сенсорная комната, кабинет № 47 Сенсорная комната тип 2 в составе: интерактивная воздушно-пузырьковая трубка, комплект из двух акриловых зеркал для воздушно-пузырьковой трубки, вибромузыкальный сухой бассейн, кресло-лепесток, мягкий комплекс, тактильно-развивающая панель, световой стол для рисования песком, балансировочная доска-лабиринт №№1-4, настенный лабиринт (квадратной формы), настенный лабиринт (треугольной формы), декоративно-развивающая панель – 2 шт., декоративно-развивающая панель с подвижными элементами в виде лягушек, лабиринт с пазом в виде серпантина (ручной), лабиринт с пазом в виде цветка (ручной), фиброоптический модуль, интерактивная светозвуковая панель (светодиодная засветка в виде лестницы), интерактивная светозвуковая панель (светодиодная засветка в виде веера), фиброоптическая занавесь, фиброоптическая тактильная панель. сенсорная комната, кабинет № 47 Общежитие (интернат) отсутствуют.